В рамках месячника по пропаганде здорового питания в школах города был проведен мониторинг, целью которого было оценить содержание и культуру питания детей в семье и школе.
Участниками мониторинга стали родители обучающихся 1 –х классов. Анкета состояла из 9 вопросов, способствующих выявлению уровня сформированности принципов здорового питания у школьников.
1.«Разнообразно ли по Вашему мнению питание (завтраки) в школе?»:
- да – 80%, нет – 5%, затрудняюсь ответить – 15%.
2.Факторы для организации правильного питания ребенка от самого важного до наименее важного выстроили так: понимание взрослыми важности и значимости правильного питания для здоровья ребенка, наличие достаточных средств для организации правильного питания, наличие знаний о правильном питании у самого ребенка, наличие знаний у родителей об основах правильного питания, наличие времени для организации правильного питания в семье.
3. Проблемы, связанные с питанием ребенка: нет условий для того, чтобы контролировать питание ребенка в течение дня – 49%, нехватка времени для приготовления пищи дома – 23%, ребенок отказывается от полезных продуктов 14,4%; ребенок «увлекается» сладкими, острыми, жирными продуктами с высоким содержанием калорий (сладости, чипсы, сэндвичи или бутерброды, газированные напитки, сухарики и др.) – 14%, ребенок не соблюдает режим питания – ест тогда, когда захочет, ест менее трех раз в день, заменяет основные приемы пищи перекусами – 8%.
Менее всего родители сталкиваются с проблемой не умения ребенка вести себя за столом -2 %, не имеют никаких проблем, связанных с питанием ребенка -1%.
4. Сформированность у детей привычек и правил поведении во время еды:
ест в одно и то же время – не нужно заставлять вовремя завтракать, обедать и т.д. – 26 %, моет руки перед едой без напоминания – 87 %, моет ягоды, фрукты, овощи перед едой – 225 чел. 83 %, использует салфетку во время еды – 34 %, ест небольшими кусочками, не торопясь – 51%.
Из отрицательных привычек сформированных у детей родители отметили что: смотрит телевизор во время еды – 22 %, ест быстро, глотает большие куски – 9 %, читает книгу во время еды – 5 %).
5. Указать насколько часто их дети употребляются продукты:
- ежедневно или почти ежедневно дети употребляют: супы, кисломолочные продукты, творог, молоко, свежие фрукты, рыбные блюда, шоколад, конфеты, свежие овощи и салат, хлеб, мясные блюда, сок/морс;
- несколько раз в неделю дети едят: каши, колбасы, яйца и блюда из яиц, сок, компот, кисель, свежие фрукты, шоколад, минеральная вода;
- реже одного раза в неделю школьники употребляют: пирожные, торты, чипсы, леденцы, бутерброды, какао, сладкая газированная вода, сухарики в пакетах.
6. Основные приемы пищи в режиме дня ребенка (дома и в школе): завтрак (100%), ужин (100 %), обед (100 %), второй завтрак - 49 % и 33 % школьников полдничают.
7. Режим питания: ребенок питается в одно и то же время всегда – 39 % , почти всегда питается в одно и то же время – 42%, питается в разное время–19 %.
8.Оцените необходимость обучения правильному питанию ребенка в школе: такие знания детям необходимы – 85%, 14% считают, что эти знания скорее всего нужные и лишь 1% считают, что обучение детей правильному питанию в школе не нужно.
9. Оцените результаты обучения ребенка правильному питанию в школе. 82,5% - обучение ребенка поможет правильно организовать питание дома, 17% - подобное обучение «скорее всего» поможет в организации правильного питания дома и 0,5% считает, что это вряд ли поможет организовать правильное питание ребенка.
Результаты анкетирования будут использоваться для организации работы по пропаганде здорового питания в школах города.